Сочинение «Значение символических снов Гринева в «Капитанской дочке» А. С. Пушкина и Раскольникова — в «Преступлении и наказании» Ф. М. Достоевского»

Загрузка...

Как океан, объемист шар земной, Земная жизнь кругом объята снами... И бездна нам обнажена С своими страхами и мглами:.. Ф. И. Тютчев Есть в нашей жизни время, когда мы не принадлежим себе, когда нами играют таинственные и непостижимые силы, порожденные Космосом и Хаосом. Это время — время сна, когда душа отрывается от тела и живет своей самостоятельной жизнью. Сон литературного героя — это часть истории его души. Вместе с пушкинской Татьяной мы бежим в ее сне по таинственному лесу к странной избушке, где "полужуравль и полукот". И узнаем ее русскую душу, наполненную сказками и преданиями "простонародной старины". Вместе с Катериной Островского мы улетаем из "темного царства" Кабанихи и Дикого в светлый мир грез.

Вместе с Обло-мовым мы попадаем в застойный рай спящей Обло-мовки. Вместе с Верой Павловной мы видим в ее снах воплощение заветных мечтаний великого утописта Н. Г. Чернышевского. Какие же бездны открывают нам сны Гринева и Раскольникова? Почему в формулировке темы эти герои рядом?

Попробую ответить. Они оба молоды, оба ищут в жизни свои дороги. Сон Гринева — предсказание, каким будет этот тернистый путь; сны Раскольникова — раскаяние в том, что пошел по кривой дорожке. Оба героя выведены обстоятельствами жизни из душевного равновесия. Гринев погружается в "нежные видения полусонья", Раскольников пребывает в полусознательном, близком к бреду состоянии. А в такие моменты сны выпуклы, ясны, выразительны. Гринев, оторванный от папеньки и маменьки, конечно, видит во сне родное поместье.

Но все остальное... Вместо отца — бородатый вожатый. Топор в его руках. Кровавые лужи.

Петруша видит грядущие события и свою роль в 'них. Он станет свидетелем кровавого побоища, онбудет пытаться ему противостоять. Он сроднится с зачинщиком бунта — этим страшным бородатым вожатым, который станет ему посаженым отцом. Если сон — знак, то сон Гринева — знак судьбы. Таким знаком предостережения мог бы стать для Родиона Раскольникова его первый сон. Страшась самого слова "убийство", он все время спрашивал себя: "...да разве то будет?

" Он сомневался, готов ли совершить худшее из насилий над живым существом. И во сне маленький Родион, плачу щий над замученной пьяной толпой лошадкой, будто говорит взрослому Родиону: "Не убий!" Проснувшись, Раскольников спрашивает себя: неужели он возьмет топор и станет бить по голове? Но, увы, этот сон не доказал герою Ф. М. Достоевского, что убийство противно человеческой натуре. И тут мне вспомнилось "хорошее отношение к лошадям" В. Маяковского. Та же толпа, смеющаяся над упавшей лошадью, те же слезы живого существа...

И своеобразное видение поэтом гуманизма: ...все мы немножко лошади, Каждый из нас по-своему лошадь. Но Раскольников находит для старухи-процентщицы другое слово — "вошь", из вшей самая наибесполезнейшая. И снится ему сон, будто бьет и бьет он топором по голове старушонку, а она хохочет да хохочет.

Родион и до сна готов ее другой раз убить бы, если б очнулась. Почему он так много думает о ней? Настоящий герой его теории ("пророк", Наполеон) не думает ни о каких старушонках. Он поставил бы поперек улицы батарею и "дул бы в правого и виноватого", не испытывая угрызений совести. А раз Родиону снится старуха-процентщица, значит, у него угрызения совести; значит, "слабак", "тварь дрожащая". Вот этого и не может простить Родион старушонке.

Если эти сны отражали борьбу, происходящую в душе героя, то в последнем сне Раскольникова мы слышим самого Достоевского, полемизирующего с теми, кто полагается в поисках гармонии мира на преобразующую силу идей. Эти идеи снились Родиону в виде трихин, микроскопических существ, наделенных умом иволей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Урок как основная форма обучения