Сочинение «Вечные темы в лирике Ф. И. Тютчева и А. А. Фета»

Загрузка...

Когда на душе неспокойно, нет ничего лучше, чем посидеть в мягком кресле с томиком стихов в руках. Стихи помогают нам отвлечься от реальных событий, заставляют размышлять на разные темы. На мой взгляд, в поэзии Ф. Тютчева и А. Фета можно выделить три основные направления. Это любовная лирика, стихи о природе и стихи на тему жизни и смерти. Конечно, это далеко не все темы, но я хочу остановиться именно на них, так как они для меня ближе всего.

Многие сравнивают поэзию Ф. Тютчева с пушкинской и находят, что они похожи. Но мне кажется, что такая оценка ошибочна. В лирических произведениях А. С. Пушкина слова точно выражают мысль, все ясно и четко. Из-за этого его стихи слишком реалистичны. Тютчев же передает самые тонкие переживания, ощущения, оттенки чувств, не называя их, через окружающие предметы.

В стихотворении “Весенняя гроза” поэт, описывая первый дождь, передает настроение радости:Люблю грозу в начале мая,Когда весенний первый гром,Как бы резвяся и играя,Грохочет в небе голубом...В этих строках столько динамики, жизни, движения, что читатель с легкостью представляет себе картину и события: небо, которое несколько минут назад было голубым, затянулось темными облачками; подул ветер, прохладный и приятный; в наступившей тишине - ожидание грозы; воздух наэлектризован; вдруг громкий стук раздался отовсюду; крупные капли дождя застучали по крышам и окнам домов, по улицам; вода смыла со всего пыль; листья деревьев стали ярко-зеленого цвета. По первым словам чувствуется, что речь идет не о скучном осеннем дожде, а о майском веселом дождике, которому все рады.И Тютчев, и Фет чрезвычайно нежно относятся к родной природе.

Тютчев пишет:Природа — сфинкс. И тем она вернейСвоим искусом губит человека,-Что, может статься, никакой от векаЗагадки нет и не было у ней.Природа — это тайна. Но чувства людей тоже загадочны. У А. Фета есть замечательное стихотворение, ставшее уже хрестоматийным, которое как раз и показывает, как через состояние окружающей среды можно дать почувствовать, что ощущает человек:Шепот, робкое дыханье,Трели соловья,Серебро и колыханьеСонного ручья...В этих строках слышится нечто большее, чем просто описание природы. Здесь есть что-то нежное, чувственное. Осторожно и медленно входит рассвет, не торопясь, будто боится помешать чему-то важному.

Такая неторопливость и неуверенность рождает таинственность отношений. Это стихотворение о любви, хотя этого слова и нет, но оно звучит между строчек. Я люблю читать стихи о любви. Почему? Наверное, потому, что каждый поэт раскрывает эту тему по-своему. Мне очень нравится, как о любви пишет Тютчев. Создается впечатление, что читаешь не мысли совершенно чужого человека, а твой собственный внутренний мир отобразили на желтых листах типографской бумаги: “Она сидела на полу и груду писем разбирала...

”, “О, как убийственно мы любим...”, “Люблю глаза твои, мой друг...”. Всего в нескольких рифмованных строчках поэту удалось выразить то, что я не могу сказать обыденным языком. Его стихи рождают во мне ожидание чего-то прекрасного и неизведанного. Иногда мне самой хочется взять перьевую ручку, лист белой бумаги и написать что-то, хотя бы отдаленно напоминающее или слегка похожее на то, что написано Тютчевым.И у Фета, и у Тютчева не последнее место в творчестве занимают стихи о жизни и смерти.Поток сгустился и тускнеет,И прячется под твердым льдом...

Лишь жизнь бессмертную ключомСковать всесильный хлад не может...В начале стихотворения вся природа, ручей находятся в “оцепененье ледяном”. Все замедляется, почти останавливается. Но к концу мы видим, что “всесильный хлад” побежден, что ключ не замерз, жизнь не остановилась, смерть, которую отождествляют со льдом и хладом, побеждена.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Урок как основная форма обучения