Сочинение «В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ВНУТРЕННЯЯ ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ РАСКОЛЬНИКОВА?»

Загрузка...

В мировойлитературе Достоевскому принадлежит честьоткрытия неисчерпаемости и многомерностичеловеческой души. Писатель показалвозможность сочетания в одном человекенизкого и высокого, ничтожного и великого,подлого и благородного. Человек — это тайна,в особенности русский человек. “Русскиелюди вообще широкие люди... широкие, как ихземля, и чрезвычайно склонны кфанатическому, к беспорядочному; но бедабыть широким без особой гениальности”, —говорит Свидригайлов. В словах АркадияИвановича заключается ключ к постижениюхарактера Раскольникова. Сама фамилиягероя указывает на двойственность,внутреннюю неоднозначность образа. Атеперь послушаем характеристику, которуюдает Родиону Романовичу Разумихин: “Полторагода я Родиона знаю: угрюм, мрачен, надменени горд; в последнее время...

мнителен иипохондрик... Иногда, впрочем, вовсе неипохондрик, а просто холоден ибесчувственен до бесчеловечия, право, точнов нем два противоположных характера,поочередно сменяются... ужасно высоко себяценит и, кажется, не без некоторого права нато”.Мучительнаявнутренняя борьба ни на минуту не утихает вРаскольникове. Родиона Романовича мучаетне примитивный вопрос — убивать или неубивать, а всеохватная проблема: “Подлец личеловек, весь вообще род, то естьчеловеческий”. Рассказ Мар-меладова овеликости Сониной жертвы, письмо матери осудьбе Дунечки, сон о Савраске — все этовливается в общий поток сознания героя.Встреча с Лизаветой, воспоминания онедавнем разговоре в трактире студента иофицера об убийстве старухи-процентщицыподводят Раскольникова к роковому для негорешению.

ВниманиеДостоевского приковано к уяснениюпервопричин преступления Раскольникова.Слова “убить” и “ограбить” могутнаправить мысль читателя по ложному пути.Дело заключается в том, что Раскольниковубивает совсем не для того, чтобы ограбить.И совсем не потому, что живет в нищете, что “средазаела”. Разве не мог быон, не дожидаясь денег от матери и сестры,обеспечить себя материально, как сделал этоРазумихин?

Человек у Достоевскогоизначально свободен и сам совершает свойвыбор. В полной мере это относится и кРаскольникову. Убийство — результатсвободного выбора. Однако путь к “крови посовести” довольно сложен и длителен.Преступление Раскольникова включает в себясоздание арифметической теории “права накровь”. Внутренняя трагичность ипротиворечивость образа заключаетсяименно в создании этой логически почтинеуязвимой теории.

Сама же “великая идея”является ответом на кризисное состояниемира. Раскольников — явление отнюдь неуникальное. Схожие мысли в романевысказывают многие: студент в трактире,Свидригайлов, даже Лужин...Основныеположения своей бесчеловечной теории геройизлагает в исповедях перед Соней, вразговорах с Порфирием Петровичем, а доэтого, намеками — в газетной статье. РодионРоманович комментирует: “...необыкновенныйчеловек имеет право...

разрешить своейсовести перешагнуть... черезиные препятствия, и единственно в томтолько случае, если исполнение его идеи (иногдаспасительной для всего человечества) тогопотребует... Люди, по закону природы,разделяются, вообще, на два разряда: нанизший (обыкновенных)... и собственно налюдей...

” Раскольников,как мы видим, обосновывает свою идеюссылкой на благо всего человечества,исчисленное арифметически. Но может лисчастье всего человечества основываться накрови, на преступлении? Впрочем,рассуждения героя, мечтающего о “свободе ивласти...над всей дрожащей тварью”, не лишены иэгоизма. “Вот что: я хотел Наполеономсделаться, оттого и убил”, — признаетсяРаскольников. “От Бога вы отошли, и вас Богпоразил, дьяволу предал!

” — с ужасомговорит Соня.Нравственныеи психологические последствияпреступления прямо противоположны тем,которых ожидал Раскольников.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Урок как основная форма обучения