Сочинение «Тема власти в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».»

Загрузка...

Впервые я прочитала роман М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита", когда мне было двенадцать лет. Тогда я воспринимала его как фантастику, приключения или что-то в этом роде. Но человек в течение всей своей жизни идет вверх по духовной лестнице, и поэтому, прочитав роман внимательнее четыре года спустя, задумываясь над каждым словом, я поняла, что в этом произведении автор размышляет над такими глобальными темами, как добро и зло, жизнь и смерть, Бог и Дьявол, любовь и дружба, что есть истина, кто такой Человек, как действует на него власть и над многими другими. Первые ассоциации со словом "власть", возникающие у меня, - это политика, правительство, царь, государство и подобные этим понятия. То есть власть для меня - это, прежде всего, власть в обществе. В "Мастере и Маргарите" теме социальной власти посвящены четыре главы о прокураторе Иудеи Понтии Пилате и о бродячем философе Иешуа Га-Ноцри.

Эта тема, по всей видимости, очень сильно волновала Булгакова. Он видел произвол режима, установившегося в стране после событий 1917 года. На примере из истории он пытался понять, почему государственная власть оказывается враждебной свободной личности. Иешуа утверждает, что "всякая власть является насилием над людьми" и что "настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой либо иной власти.

Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть". Чтобы опровергнуть идеи Га-Ноцри, Пилат не находит ничего лучшего, как неискренне произнести "великие" слова в честь презираемого им императора Тиверия. Это понадобилось прокуратору для демонстрации присутствующим при допросе секретарю и солдатам конвоя своей лояльности кесарю и несогласии со словами красноречивого арестанта. И тут же доказывает, что Га-Ноцри прав в своей оценке существующей власти: обрекая на мучительную смерть невиновного, Пилат совершает не имеющее никаких оправданий насилие. Когда-то прокуратор был храбрым воином, спас от гибели великана Марка Крысобоя, он помнил былые бои. Теперь же, став наместником Рима, он боится освободить от наказания человека, неповинного в преступлении. Персонажи же московских сцен "Мастера и Маргариты", в отличие от Пилата, боев и подвигов уже не помнят, хотя от окончания кровопролитных гражданской и первой мировой войн их отделяет не более чем десяток лет. Здесь показаны люди, власть которых более ограничена, чем у прокуратора Иудеи. Они не вольны в жизни и смерти граждан, как может разлучить с жизнью кого угодно из своих подчиненных игемон.

Но довести до нищеты и моральной гибели неугодных вполне в пределах власти литературных начальников вроде Берлиоза, Лавровича или Латунского. А пьяница и развратник Степа Лиходеев, будучи директором театра "Варьете", наглядно свидетельствует о деградации власти по сравнению с римской эпохой. Но нельзя забывать о том, что власть бывает не только государственной. В своем последнем и главном романе Булгаков уделяет много внимания власти сверхъестественного. Конечно, очевидна огромная сила Дьявола. И первым событием, доказывающим ее, является внезапная и предсказанная "иностранцем" смерть Берлиоза, затем сходит с ума Иванушка Бездомный, "улетает" в Ялту Степа Лиходеев и так далее (нужно заметить, что Воланд наказывает москвичей только по справедливости).

Но кульминацией волшебства сатаны является бал полнолуния, на котором произошло убийство шпиона барона Майгеля. Получается, что булгаковский черт наказывает настоящее зло и как бы пытается помочь людям обрести Бога, в отличие от персон, обладающих некоторой властью над обществом. Например, Берлиоз, способный, образованный человек, который должен направлять своего молодого подчиненного Ивана на правильную дорогу, на самом деле, использует свое влияние на него, чтобы максимально увести его от Бога.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Урок как основная форма обучения