Сочинение «СМЫСЛ ЗАГЛАВИЯ РОМАНА Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО “ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ”»

Загрузка...

Проблемапреступления рассматривается практическив каждом произведении Ф. М. Достоевского.Писатель говорит о преступлении вобщечеловеческом плане, сравнивая такойвзгляд с различными популярными в то времясоциальными теориями. В “НеточкеНезвановой” сказано: “Преступлениевсегдаостанется преступлением, грех всегда будетгрехом, на какую бы степень величия нивозносилось порочное чувство”. В романе “Идиот”Ф. М. Достоевский утверждает: “Сказано “неубий!”, так за то, что он убил, и его убивать?Нет, это нельзя”.

Но один из романов Ф. М.Достоевского практически полностьюпосвящен анализу социальной и нравственнойприроды преступления и того наказания,которое за ним последует. Это роман “Преступлениеи наказание”. В письме М. Н. Каткову Ф. М.Достоевский сообщал: “Пишу роман осовременном преступлении”. Действительно,преступление для писателя становится однойиз важнейших примет времени, современнымявлением. Причину этого писательвидит впадении общественной нравственности,которое было в конце XIX векаочевидным. Рушатся старые идеалы, накоторых было воспитано не одно поколениерусских людей, жизнь порождаетразнообразные социальные теории,пропагандирующие идею революционнойборьбы за прекрасное светлое будущее (вспомнимхотя бы роман Н. Чернышевского “Что делать?”).В сложившийся уклад русской жизни активнопроникают элементы буржуазной европейскойцивилизации, И — что самое главное —русское общество начинает отходить отмноговековойтрадиции православного взгляда на мир,популярным становится атеизм.

Толкаясвоего героя на убийство, Ф. М. Достоевскийстремится осознать причины того, почему всознании Родиона Раскольникова возникаетстоль жестокая идея. Конечно, его “средазаела”. Но заела она и бедную СонечкуМармеладову, и Катерину Ивановну, и многихдругих. Почему же не становятся убийцамиони? Дело в том, что корни преступленияРаскольникова лежат гораздо глубже. На еговзгляды огромное влияние оказываетпопулярная в XIX векетеория существования “сверхлюдей”, тоесть таких людей, которым дозволено больше,чем обыкновенному человеку, той “дрожащейтвари”, о которой размышляет Раскольников.Соответственно, и само преступлениеРодиона Раскольникова понимаетсяписателем гораздо глубже.

Смысл его нетолько в том, что Раскольников убил старуху-процентщицу,но еще и в том, что он сам разрешил себе этоубийство, возомнил себя человеком, которомудозволено решать, кому жить, а кому нет. Помнению Достоевского, вершить людскиесудьбы способен только Бог. Следовательно,Родион Раскольников ставит себя на местоБога, мысленно приравнивает себя к нему. Чтоже это влечет за собой? Ф. М. Достоевский несомневался, что только Бог, Христос долженбыть нравственным идеалом человека.Заповеди христианства незыблемы, и путьприближения к идеалу заключается ввыполнении этих заповедей. Когда РодионРаскольников ставит на место Бога себя, онсам начинает создавать для себя иопределенную систему ценностей. А этозначит, что он разрешает себе все ипостепенно начинает терять все лучшиекачества, попирая общепринятые моральныенормы.

Ф. М. Достоевский не сомневается: этопреступление не только его героя, но имногих людей этой эпохи. “Деизм дал намХриста, то есть до того высокоепредставление человека, что его понятьнельзя без благоговения, и нельзя не верить,что это идеал человечества вековечный. Ачто дали нам атеисты?” — спрашивает РоссиюФ. М. Достоевский и сам отвечает: теории,которые порождают преступление, потому чтоатеизм неизбежно приводит к потеренравственного идеала, Бога в человеке.

К атеизмуможет прийти лишь человек, живущий разумом.Раскольников — студент, сознательнооградивший себя от нормальной жизни, отлюдей, и в его комнате-могиле всеспособствует приглушению чувств илихорадочной работе мысли.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Урок как основная форма обучения