Сочинение «ФИЛОСОВСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЧААДАЕВА П. Я»

Загрузка...

Петр Яковлевич Чаадаев является одним из ярких представи-телей филосовской мысли Росии западнического направления. Онвсегда привлекал внимание историков руской мысли. Правда ранееинтерес этот вызывался больше одной стороной его творчества, -его скептицизмом в отношении России, как это выразилось вединственном из "филосифических писем" напечатанном при жизниавтора. Мировой читатель долгое время был лишен возможности уз-нать развитие и суть филоствской концепции Чаадаева, так какопубликовано было только одно письмо при жизни. Кроме того,сами писема считались утерянными и найдены были только в 1935г.

несколько писем не было опубликовано, так как в них Чаадаев по-ложительно отзывается о религии.Перейдем к изучению концепции Чаадаева.Чаадаев является ярко выраженным религиозным философом,поэтому войти в систему Чаадаева можно, поставив центре всегоего религиозную установку. Не смотря на религиозность, Чаадаевне является богословом, он сам говорит:" Я, благодарение Богу,не богослов и не законник, а просто христианский философ".У Чаадаева была натура страстная и сосредоточенная, нату-ра искавшая деятельности, - но не внешней, не мелочной, неслучайной а всецело и до конца воодушевленной христианством.Если один из величайшихмистиков христианского Востока(св. Иса-ак Сирианин) глубоко чувствовал "пламень вещей", то к Чаадаевуможно применить эти замечательные слова так: он глубоко чувс-твовал "пламень истории", ее священное течение, ее мистическуюсферу. В теургическом восприятии и понимании истории - всесвоеобразие и особенность Чаадаева.

По теургической установке,Царство Божие строится при живом участии людей. Основная богос-Царства Божия, понятого не в отрыве от земной жизни, а в исто-рическом воплощении, как Церковь. Действие христианства в исто-рии во многом остается таинственным, по мысти Чаадаева, ибодействующая сила христианства заключена в "таинственном его- 2 -единстве"(т. е. в Церкви).Исходя из теургической оновы сыоей концепции, Чаадаев ре-шительно защищает свободу человека, ответственности его за ис-торию(хотя исторический процесс таинствено и движется Промыс-лом), и поэтому решительно выражает против "суеверной идеиповседневного вмешательства Бога".

Чем сильнее чувствует Чаа-даев религиозный смысл истории, тем настойчивее утверждает от-ветственность и свободу человека. Но здесь его философские пос-троения опираются на его антропологию, к краткому изложениюкоторой мы сейчас и перейдем."Жизнь (человека, как) духовного существа,- писал Чаадаевв одном из своих "Философических писем",- обнимает собой двамира, из которых один только нам ведом".Одной стороной челов-век принадлежит природе, но другой возвышается над ней, - ноот "животного" начала к "разумному не может быть эволюции".Высшее начало в человеке, прежде всего, формируется бла-годаря социальной среде. Человек глубочаеше связан с обществомбесчисленными нитями, живет обной жизнью с ним. Без сляния иобщения с другими людьми мы были бы с дества лишены разумностии не отличались бы от животных.

Из этого признания существен-ной и глубокой социальности человека Чаадаев делает чрезвычай-но важные выводы. Прежде всего,"происхождение" человеческогоразума не может быть понято иначе, как только в признании, чтосоциальное общение уже заключает в себе духовное начало, -иначе говоря, не коллективность сама по себе созидает разум вновых человеческих существах, но свет разумности хранится ипередается через социальную среду.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Урок как основная форма обучения