Петр Яковлевич Чаадаев является одним из ярких представителей филосовской мысли Росии западнического направления. Он всегда привлекал внимание историков руской мысли. Правда ранее интерес этот вызывался больше одной стороной его творчества, - его скептицизмом в отношении России, как это выразилось в единственном из "филосифических писем" напечатанном при жизни автора. Мировой читатель долгое время был лишен возможности узнать развитие и суть филосовской концепции Чаадаева, так как опубликовано было только одно письмо при жизни. Кроме того, сами письма считались утерянными и найдены были только в 1935г. несколько писем не было опубликовано, так как в них Чаадаев положительно отзывается о религии.Перейдем к изучению концепции Чаадаева.Чаадаев является ярко выраженным религиозным философом, поэтому войти в систему Чаадаева можно, поставив центре всего его религиозную установку.
Не смотря на религиозность, Чаадаев не является богословом, он сам говорит:" Я, благодарение Богу, не богослов и не законник, а просто христианский философ".У Чаадаева была натура страстная и сосредоточенная, натура искавшая деятельности, - но не внешней, не мелочной, не случайной, а всецело и до конца воодушевленной христианством. Если один из величайших мистиков христианского Востока (св. Исаак Сирианин) глубоко чувствовал "пламень вещей", то к Чаадаеву можно применить эти замечательные слова так: он глубоко чувствовал "пламень истории", ее священное течение, ее мистическую сферу. В теургическом восприятии и понимании истории - все своеобразие и особенность Чаадаева. По теургической установке, Царство Божие строится при живом участии людей. Основная богос Царства Божия, понятого не в отрыве от земной жизни, а в историческом воплощении, как Церковь. Действие христианства в истории во многом остается таинственным, по мысли Чаадаева, ибо действующая сила христианства заключена в "таинственном его единстве"(т. е. в Церкви).
Исходя из теургической оновы сыоей концепции, Чаадаев решительно защищает свободу человека, ответственности его за ис-торию(хотя исторический процесс таинствено и движется Промыслом), и поэтому решительно выражает против "суеверной идеиповседневного вмешательства Бога". Чем сильнее чувствует Чаадаев религиозный смысл истории, тем настойчивее утверждает от-ветственность и свободу человека. Но здесь его философские построения опираются на его антропологию, к краткому изложениюкоторой мы сейчас и перейдем."Жизнь (человека, как) духовного существа,- писал Чаадаев в одном из своих "Философических писем",- обнимает собой двамира, из которых один только нам ведом".Одной стороной человвек принадлежит природе, но другой возвышается над ней, - ноот "животного" начала к "разумному не может быть эволюции".Высшее начало в человеке, прежде всего, формируется благодаря социальной среде.
Человек глубочаеше связан с обществомбесчисленными нитями, живет обной жизнью с ним. Без сляния и общения с другими людьми мы были бы с дества лишены разумностии не отличались бы от животных. Из этого признания существенной и глубокой социальности человека Чаадаев делает чрезвычай-но важные выводы. Прежде всего,"происхождение" человеческого разума не может быть понято иначе, как только в признании, чтосоциальное общение уже заключает в себе духовное начало, - иначе говоря, не коллективность сама по себе созидает разум вновых человеческих существах, но свет разумности хранится и передается через социальную среду. С одной стороны, индивиду-альное эмпирическое сознание, а, с другой, то, что реально входит в человека от общения с людьми, с существе своем исходитот того, что выше людей - от Бога.