Сочинение «Долгий путь к живой душе (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»)»

Загрузка...

В поэме Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» перед нами предстает авантюрист Чичиков, помещики Манилов и Собакевич, Ноздрев и Плюшкин, чиновники губернского города — все они страшны своей пошлостью. Герцен писал: «Можно было с ума сойти при виде этого зверинца из дворян и чиновников, которые слоняются в глубочайшем мраке, покупают и продают мертвые души крестьян. В самом названии поэмы было страшное для всего крепостнического строя обобщение и носило в себе, по словам Герцена, «что-то наводящее ужас».«Темному царству» ноздревых, Плюшкиных и собакевичей Гоголь противопоставил свою любовь к России, веру в русского человека и восхищение им. Гоголь писал: «Русь! Русь!

Вижу тебя из моего чудного, прекрасного далека, тебя вижу: бедно, разбросанно и неприютно в тебе... Но какая же непостижимая, тайная сила влечет к тебе?..» С необычайным патриотическим воодушевлением говорил Гоголь о безбрежных российских просторах, ее чарующей природе, песнях, живом, бойком уме русского человека, «замашистом» и метком русском слове.Конфликт «Мертвых душ» Гоголя — в противоречии современной ему действительности: огромнейшей силе народа и его закабаленности. Автор обратился к самым актуальным проблемам того времени: состоянию помещичьего хозяйства, моральному облику поместного и чиновничьего дворянства, их взаимоотношениям с крестьянством, судьбе народа в России. Решая эти вопросы, Гоголь придал «Мертвым душам» идейно-политический смысл.

Гоголь выставил на свет нравственное гниение поместного дворянства, обнажил его неспособность к перспективному хозяйствованию. И мы, читая его произведение, понимаем, что мертвыми душами на самом деле являются такие крепостники, как Плюшкин и Манилов. За мертвыми душами дворянства Гоголь увидел живые души крестьянства. Бестолковые Митяев и Миняев, забитые Прошки и Пелагеи, не знающие, «где право, где лево», покорные, ленивые и развращенные Петрушки и Селифаны появляются от безграничной зависимости от узурпаторской власти помещиков, обрекающих крестьян на подневольный, изнуряющий труд и беспросветное невежество.

Но, несмотря на крепостнический деспотизм, лишения и невзгоды вопреки разлагающему нравственному влиянию господствующего класса, простой русский народ сохранил в себе величайшую силу духа. Это народ богатырского ума, щедрого сердца, необычайного дарования и непреодолимого влечения к воле. Прославляя трудовой народ, Гоголь придает своей антикрепостнической поэме оптимистическое звучание.На протяжении всей поэмы утверждение простого народа как положительного ее героя органично соединяется с прославлением Родины, с этическими и гражданско-патриотическими суждениями, которые отражаются в лирических отступлениях автора. Гоголь говорит о «живом и бойком русском уме», страстно призывает читателей сохранить в себе настоящие человеческие чувства, высказывает мысли о роли писателя.

В поэме Гоголь изображает одновременно две Руси: поместно-оюрократическую и народную, показывая их враждебность. Пламенно-лирическое отступление о бескрайней любви к Родине, о признании ее великого будущего: «Русь! Русь!» прерывается грубым окриком фельдъегеря: «Вот я тебя палашом!..» — так встретилась прекрасная мечта Гоголя с окружающей его ужасной самодержавной действительностью. Поэма заканчивается гимном русскому народу, его могучим возможностям и великому будущему: «Эх, птица тройка, кто тебя выдумал?

» Гимн русскому народу — это та положительная, гражданско-патриотическая идея, которая обусловила в «Мертвых душах» и сатирическое обличение правящего дворянства, и жизнеутверждающий оптимизм.Гоголь с необычайной силой поэтического мастерства показал мизерность, убожество замкнутого эгоистического существования, очень рельефно нарисовал образы людей, погрязших в «тине мелочей», обыденной жизни, не желающих признавать ничего, кроме своего индивидуального, ничтожного и мертвого мира.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Урок как основная форма обучения