ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по теме Духовно-нравственное воспитание учащихся класса на уро

Загрузка...

Комитет образования администрации Балаковского муниципального района Муниципальное образовательное учреждение «Учебно - методический центр» Балаковского муниципального района муниципальный конкурс «Учитель года-2010».

Педагогический проект

«Духовно-нравственное воспитание учащихся 8 класса на уроках литературы как фактор формирования социальной компетенции».

проект выполнила

Бессчастнова Светлана Николаевна

учитель русского языка и литературы

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 20»

г. Балаково, 2010

Описание педагогического проекта

«Духовно-нравственное воспитание учащихся 8 класса на уроках литературы как фактор формирования социальной компетенции».

В продажный век, век лжи и грубой силы,Зовешь добру и истине служить

А. Плещеев

Современная социальная ситуация в российском обществе характеризуется ростом числа правонарушений среди подростков, усилением жестокости и насилия в подростковой среде, увеличением количества беспризорных детей и т. д. В настоящее время многие специалисты в качестве одной из важнейших причин этих негативных явлении все чаще называют недостаточную подготовленность подростков к взаимодействию с усложнившейся нестабильной средой, их низкую компетентность в решении возникающих перед ними социальных проблем. Подросток, в силу своих возрастных особенностей, не может достичь уровня социальной компетентности взрослого человека, но у него должны быть свои формы социальной компетентности, помогающие ему адаптироваться к требованиям ситуаций, характерных именно для подросткового возраста.

Социальная компетентность обозначает главные качества, с помощью которых человек успешно реализует себя в жизни. Она помогает человеку общаться с другими людьми, вступать с ними в контакт, находить свое место в любой ситуации и достигать поставленные цели. Выделяют следующие показатели социальной компетентности:

выражение: способность изъясняться, выражать свои знания, мнение и желания;

восприятие: способность слушать, наблюдать воспринимать события и динамику процесса;

открытость: готовность воспринимать стимулы, способность выслушивать критику и спорить с другими;

сотрудничество: способность осознавать и воспринимать возможности собственных действий и ответственность, умение понимать и приспосабливаться к действиям других;

формирование: способность адаптироваться, налаживать контакты, находить свое место в обучении, умение вести разговор, вести себя соответственно процессу динамики развития группы;

идентификация: способность поставить себя на место другого и разрешать конфликты в соответствии с ситуацией, поддерживать баланс «близость и дистанция», осознавать собственные возможности и границы.

Таким образом, это определение обозначает главные качества, с помощью которых человек успешно реализует себя в жизни. Они являются неотъемлемой частью личности.

Кому из нас не хотелось быть сильной или важной личностью или, по меньшей мере, достойной внимания?

В психологии дается определение понятия «личность»: «Личность — устойчивые характерные признаки и диспозиции, общественные критерии, поведение в межличностных отношениях и чувства, которые в течение времени упрочиваются, превращаясь в норму поведения. Они закладываются с детства, определяются индивидуальными традициями и обычаями, которые зависят от культуры и отличаются от черт других индивидуумов» (Рут Бенедикт).

Подростковый возраст — это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, — это самопознание, самовыражение и самоутверждение. Главная новая черта, появляющаяся в психологии подростка по сравнению с ребенком младшего школьного возраста, — это более высокий уровень самосознания. Самосознание есть последняя и самая верхняя из всех перестроек, которым подвергается психология подростка (Л. С. Выготский).

Проведенное мною исследование подтверждает мнение Л. С. Выготского (см. Приложение 1), что именно в возрасте 13-14 лет подросток начинается задумываться о своей судьбе, о поступках, важных для него самого, путях решения той или иной проблемы.

Совершенствование преподавания литературы в школе предполагает усиление нравственного, эстетического и эмоционального воздействия литературного произведения на читателя-школьника, воспитание самосознания и самостоятельности, развитие читательского восприятия и интереса к чтению и изучению литературы, развитие воображения и чувства прекрасного, формирование творческого подхода к литературе.

Отбор произведений для педагогического проекта «Духовно-нравственное воспитание учащихся 8 класса на уроках литературы как фактор формирования социальной компетенции» происходил не только с учетом возрастных особенностей учащихся. Литература всегда помогала человеку правильно выбирать путь, ориентироваться в окружающей обстановке, так как в произведениях русской классики даны типичные люди в типичных обстоятельствах, следовательно, полученный читателем опыт применим ко всем и каждому.

Например, произведения, созданные авторами 19 века, представленные в учебнике 8 класса по литературе в 2 частях (авторы – составители: В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин): А. С. Пушкин повесть «Капитанская дочка», М. Ю. Лермонтов лирика, поэма «Мцыри», Н. В.Гоголь «Ревизор», Л. Н. Толстой «После бала», И. С. Тургенев «Ася» - поднимают такие вечные проблемы, как жизнь и смерть, война и мир, место человека в мире людей, что позволяет наполнить уроки истинными понятиями: Гуманизм, Гражданственность, Патриотизм.

Именно поэтому с 8 класса я вплотную начинаю работать над проектом «Духовно-нравственное воспитание учащихся 8 класса на уроках литературы как фактор формирования социальной компетенции» и проблемой недостаточного уровня сформированности духовно - нравственных качеств личности учащихся, препятствующих успешной социальной адаптации. Целью проекта является формирование духовно-нравственных качеств личности учащихся через опыт самопознания, осмысление собственного места в мире, выбор ценностных, смысловых установок своих действий.

В соответствии с проблемой и целью была использована следующая модель:

Образовательный

процесс

УЧЕНИК

УЧИТЕЛЬ

Формы взаимодействия с учащимися по формированию социальной компетенции через духовно-нравственные воспитание на уроках литературы в 8 классе.

Работа с текстом

Исследовательские проекты учащихся (биография писателей, портреты героев, детский рисунок и др.)

Анкетирование учащихся

УЧИТЕЛЬ + УЧЕНИК

Читательские конференции

Творческие отчеты, сочинения.

Учащиеся

Анализ работ учителем

Классные лектории по духовно-нравственным проблемам

Индивидуальные консультации родителей

Просвещение родителей

Каждый элемент модели предполагает совместную деятельность учителя и ученика.

Теме проекта «Духовно-нравственное воспитание учащихся 8 класса на уроках литературы как фактор формирования социальной компетенции» подчинено всё: построение уроков, выбор тем для сочинений, подбор заданий, требующих не только вспомнить текст изучаемого произведения, но и дать оценку характерам героев, их поступкам, взглядам, оформление кабинета (оборудована сменная галерея рисунков учащихся).

Особенность этого проекта состоит в том, что это концентрическая система и к нему можно возвращаться и в 9, 10, 11 классах, усложняя и выбирая разные формы для выражения мнений учащихся.

Проблемные вопросы, на которые должны ответить учащиеся в ходе проведения проекта следующие:

проследить развитие чувств героев в изучаемых произведениях;

исследовать причины жизненной драмы героев;

выявить средства и приемы, которые использует автор для того, чтобы открыть нам тайны душевных переживаний героев;

актуальность произведения.

Безусловно, ученическое исследование не может быть приравнено к исследованию ученого, которое имеет своим результатом научное открытие качественно новых закономерностей и явлений. Ученики совершают восхождение к уже открытым наукой вершинам, но постигают истину не как готовый результат, а как итог своих собственных наблюдений и решений. Учитель же помогает выбрать путь восхождения, через частное открыть общее. Здесь, мне как учителю, важно найти тему, проблему, в решении которой ученик может сказать «свое слово», направить поиск, предложив методику исследования, используя приемы воздействия на учащихся.

Приемы воздействия учителя на учащихся по воспитанию духовно – нравственных ценностей

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Урок как основная форма обучения