ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КРЕАТИВНОСТЬ КАК ВЕДУЩИЙ КОМПОНЕНТ СТРУКТУРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ

Загрузка...

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КРЕАТИВНОСТЬ

КАК ВЕДУЩИЙ КОМПОНЕНТ СТРУКТУРЫ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОДАРЕН.НОСТИ

Общее понятие о креативности

Креативность ( от лат. Creation - созидание) – творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность вцелом или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их созидания. Чаще всего Креативность рассматривают как важнейший и относительно независимый фактор одаренности, который редко отражается в тестах интеллекта и академических достижений. Напротив Креативность определяется не столько критическим отношением к новому с точки зрения опыта, сколько восприимчивостью к новым идеям, - вот достаточно распространенное в научной литературе определение креативности.

По мнению Э. Фромма, креативность – это способность удивляться и познавать, находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.

Педагогическая креативность как ведущий компонент структуры педагогической одарённости

1) ядро одаренности: способности (общие и/или специальные), развитые на уровне выше

Способность к осуществлению творческого подхода в педагогической деятельности

(креативность): скорость мышления (количество идей, которое возникает за единицу времени);

способность быстро и без внутренних усилий переключаться с одной идеи на другую; способность к

генерированию идей, которые отличаются от общепринятых, к парадоксальным, неожиданным решениям

(для учителя – поиск новых форм, методов, средств учебной и воспитательной деятельности); ощущение

утонченности идеи; способность удивляться; открытость и интерес ко всему новому; способность

принимать решение в ситуациях неопределенности, не пугаться собственных выводов и доводить их до

конца, рискуя личным успехом и репутацией; способность к гибкому образному мышлению, которое может

проявляться в конструировании новой оригинальной наглядности; гибкость словесного мышления, яркий

образный язык, умение „зажечь” учеников своим рассказом; выборочность в познании нового; поисково-

преобразуюший стиль мышления; творческая фантазия, развитое воображение; проблемное видение

ситуации; способность „нарушать покой”; глубоко погружаться в любимую деятельность; стремление к

изобретениям, творчеству; интерес к загадкам, парадоксам, импровизации; способность самостоятельно

принимать решения; быстро переключать внимание.

Способность постоянно развивать творческий педагогический опыт, компетентность:

желание повышать профессиональную компетентность, получать новые знания, развивать

соответствующие умения, навыки педагогической деятельности; способность быстро находить и

овладевать в творческом поиске новыми знаниями, расширять свой профессиональный кругозор; умение

целеустремленно изучать вопрос или проблему, связанные с педагогической деятельностью; чувство

удовлетворения от обогащения опыта педагогической деятельности и в то же время – творческое

недовольство уровнем достижений, как условие последующего роста профессиональной компетентности.

Способность формировать и реализовать творческую стратегию педагогической

деятельности: стойкая потребность в систематическом обогащении опыта педагогической

деятельности; способность к самостоятельному формированию глубоких и систематических знаний при

решении ключевых учебных и воспитательных проблем; умение разрабатывать гибкую стратегию

творческой педагогической деятельности на основе определения цели и построения соответствующей

программы; способность мобилизовать собственный опыт или быстро приобретать дополнительную

компетентность с целью решения важной и сложной педагогической проблемы; чувство

ответственности при выполнении творческих профессиональных заданий.

Педагогическая креативность учителя развивается на протяжении всей педагогической деятельности

и является решающим фактором его продвижения к вершинам педагогического мастерства. Еще

В. О.Сухомлинский подчеркивал, что только творческий учитель способен зажечь в учениках жажду

познания, поэтому каждому педагогу необходимо развивать креативность, являющуюся главным

показателем его профессиональной компетентности. Любая деятельность считается творческой, если ее

продукт характеризуется новизной, которая может иметь как объективный, так и субъективный, характер. В

педагогике таким продуктом могут быть новые учебные технологии, формы, методы обучения и

воспитания, рост педагогического мастерства учителя.

Методики на выявление креативности.

ТЕСТ "КРЕАТИВНОСТЬ" (Автор Вишнякова Н.)

Тест "Креативность" позволяет выявить уровень творческих склонностей личности и построить психологический креативный профиль, рефлексируя креативный компонент образа «Я - реальный» и представление об образе «Я-идеальный». Сравнение двух образов креативности «Я-реальный» и «Я-идеальный» позволяет определять креативный резерв и творческий потенциал личности.

Вам предлагается самостоятельно оценить свои личностные качества, отвечая на вопросы теста. Внимательно прочитайте вопросы. При положительном ответе па вопрос поставьте знак «+», при отрицательном поставьте знак «-» в графу «Я-реальный» и «Я-идеальный». Долго над ответом не задумывайтесь, потому что первый ответ импульсивный и обычно правильный. Будьте искренни!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Урок как основная форма обучения