Открытое мероприятие В стране шахматного короля

Загрузка...

«Образовательный потенциал шахматной игры»

Каждый из нас мечтает о том, чтобы наши дети выросли умными, самостоятельными, чтобы в будущем сумели занять достойное место в жизни общества. Антон Семёнович Макаренко говорил: «Какой ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет». Поэтому нередко подчёркивается, что игра – дело серьёзное. Интерес, удовольствие, развитие – это ключевые понятия игровой деятельности. Ни к какой деятельности ребёнок не проявляет столько интереса, сколько к игровой деятельности. Ему интересно, а значит, познание и развитие происходит легко, с удовольствием. Вот в чём секрет воспитательных возможностей игры. А они огромны: игры развивают познавательные процессы личности – внимание, память, восприятие, мышление, воображение; тренируют наблюдательность и ум; развивают творческие способности детей; формируют эмоционально – чувственную сферу личности; способствуют познанию ребёнком самого себя и побуждают его к самосовершенствованию. Добровольно подчиняясь правилам игры, дети учатся самодисциплине, настойчивости, выдержке – всем тем волевым качествам, без которых трудно жить и достигать поставленных целей и задач.

Наши дети любят играть. Об этом помнит педагог при подготовке и проведении учебных занятий. Игровые ситуации на занятиях – это неотъемлемая часть развивающей методики обучения.

Научите детей играть в шахматы. Они развивают воображение, аналитичность, особые формы мышления и внимания, способность переключения и управления последним, выделения существенного, выбора варианта решения, творческого общения и обособления, а также формируют самостоятельность творчества и его активный характер, чувство времени, ответственность за свои действия, целеустремлённость, настойчивость, терпение, интенсивно воздействуют на вешнюю и внутреннюю речь, математические и другие специальные способности, воспитывают эстетический вкус, и т. п., то есть, шахматы обладают уникальными педагогическими возможностями.

Нами разработано внеклассное мероприятие, которое является подведением итогов первого года обучения шахматам детей 7 – 10 лет. Его особенностью является применение игровых технологий в процессе знакомства с шахматами. Потенциал данного занятия заключается в активизации познавательной деятельности ребёнка. Оно направлено на развитие интереса к шахматной игре, выявление уровня знаний, умений и навыков воспитанников. Возможные результаты данного занятия проявляются в стимулировании мотивации детей заниматься обучением игре в шахматы.

Открытое занятие «В стране шахматного короля»

Цель: ознакомить с историей происхождения шахмат, с историей появления их в России, закрепить знания названий фигур, их игровых возможностей, развивать логическое мышление, прививать интерес к игре в шахматы, способствовать популяризации шахмат.

Оборудование: 2 шахматных набора, изображение шахматной доски и шахматных фигур, высказывания о шахматах знаменитых людей, 2 скакалки, 2 шарфа, ребусы, канат, 2 набора шахматного лото, памятные сувениры в виде шахматных фигур для награждения, костюм шахматного короля для ведущего.

Ход программы:

Ведущий (в костюме шахматного короля): - Добрый день, дорогие ребята! Сегодня я приглашаю Вас в волшебную страну шахматного короля, где мы будем отгадывать загадки и играть в игры. Послушайте сначала рассказ о том, как появилась игра в шахматы.

2000 лет назад в Индии жил один воинственный падишах. Он завоевал все земли вокруг, очень устал и состарился. Тогда решил богач вернуться домой. После месяца отдыха он заскучал. Созвал падишах своих мудрецов и приказал им придумать какое–нибудь развлечение. Через некоторое время мудрецы пришли к нему и стали развлекать танцами, музыкой, фокусами. Но скоро и это надоело их хозяину. И вот один из слуг показал своему повелителю деревянную коробочку с красивыми резными фигурками, которые очень были похожи на войско падишаха. Он расставил их на доске и рассказал правила игры. Падишах сначала рассмеялся, но попробовал играть. Это оказалось интересно и не так – то просто! С тех пор все знатные люди Индии стали учиться игре в шахматы.

А ещё через несколько столетий русские купцы приплыли на кораблях – ладьях в Индию, чтобы поторговать. Они продавали свой товар и покупали товар, которого не было в России. И среди разных изысканных вещей попались и шахматы. Так они и приплыли к нам в страну и стали распространяться с невиданной скоростью.

В шахматы любили играть многие знаменитые люди: писатели, полководцы, художники, политики. Давайте прочитаем несколько вывешенных высказываний о шахматах: «Шахматы, этот чудесный дар Востока, не только являются благороднейшей и прекраснейшей из всех игр, но и способны доставить величайшее духовное наслаждение, будучи расположенными на стыке игры, искусства и науки» Зигберт Тарраш. «…Мы, военные, высоко ценим шахматы за то, что они дисциплинируют человека, способствуют воспитанию воли, развивают память, быстроту сообразительности, приучают логично мыслить…» Родион Малиновский, маршал СССР [1]. Что вы узнали из них?

- Посмотрите. Это изображение шахматной доски и фигур. Назовите, какие фигуры вы знаете. Молодцы. Одной из самых подвижных фигур является конь. Он, в отличии от других фигур, может перескакивать через препятствия.

1 конкурс «Скачки». Воспитанникам предлагается разделиться на 2 команды и построиться в колонну. Затем они делятся на пары. Одного человека в паре запрягают, используя скакалку, как коня, а второй человек в паре будет наездником, который держит в руках края скакалки. Так они по команде бегут до указанного места, разворачиваются и возвращаются к команде, где запрягают следующего игрока. Выигрывает команда, которая быстрее выполнит передвижение всех пар.

2 конкурс «Ребусы». Каждой команде предлагаются ребусы, в которых зашифрованы названия шахматных фигур. Даётся 5 минут на их отгадывание. Побеждает команда, которая за 5 минут правильно отгадает ребусы (приложение 1).

3 конкурс «Жмурки». – Есть такая дорогая фигура – ферзь. Дорогая, потому что ни одна фигура не может ходить так, как она. А ходит ферзь в любом направлении и на любое расстояние.

В каждой команде выбирается «ферзь». Ему завязывают глаза. Игроки команды-противника становятся вокруг него. По команде ведущего дети разбегаются по залу, хлопая в ладоши, а «ферзь» должен их ловить. Игроки из команды «ферзя» могут с мест подсказывать направление движения. Выигрывает та команда, чей «ферзь» «больше срубит фигур».

4 конкурс «Самые внимательные». Перед каждой командой стоит шахматный набор. Необходимо расставить чёрные и белые фигуры, используя образец. Побеждает та команда, которая быстро и правильно расставит фигуры на доске.

5 конкурс «Перетягивание каната». – Вы заметили, каких шахмат больше всего в игре? Верно, пешек. Это обыкновенные солдаты, которых даже фигурами не называют. Чтобы получить звание фигуры, пешка должна добраться до противоположного края доски. Тогда она может превратиться в любую фигуру, кроме короля. Хорошей защитой от противника является пешечная цепь. Это позиция, когда пешки выстраиваются в колонну по диагонали. Сейчас мы представим себя пешками, и каждая команда выстроится в колонну для перетягивания каната. Побеждает команда, которая перетянула канат на свою сторону.

6 конкурс «Король едет на слоне». – Когда-то у этой фигуры был хобот, но он всё время перевешивал набок, и слон падал. Однажды при падении хобот отвалился, а название фигуры осталось. Посмотрите, как выглядит и как ходит слон. (Показ на образце шахматной доски). В Индии каждый богатый человек имел слона, на котором выезжал на прогулки. Вот и наши короли хотят отправиться погулять. Игроки каждой команды делятся на тройки. Двое игроков скрещивают руки, сцепляются ладонями, на которые садится третий игрок. Его надо донести до отметки впереди, а назад вернуться бегом без сцепки. Побеждает команда, которая не уронит короля и раньше вернётся на место.

7 конкурс «Шахматное лото». Каждой команде предлагается набор шахматного лото. Под изображением каждой фигуры надо положить её название и подпись с направлением хода. Побеждает та команда, которая быстро и правильно справится с заданием (приложение 2).

Подведение итогов. Победители награждаются призами, участникам вручаются памятные сувениры.

Приложение 1 к сценарию внеклассного мероприятия «Путешествие в страну шахматного короля».

Ребусы.

, ,

КОРО (ВА) – ВА + СОЛЬ

ЬЛДАЯ

ПЕШКА

КО (ШКА) + (ЛАДО) НЬ

С ,,, ОН

6.

Приложение 2 к сценарию внеклассного мероприятия «Путешествие в страну шахматного короля».

Шахматное лото.

Задание: к изображению каждой фигуры подберите правильное название и выберите направления её ходов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Урок как основная форма обучения