Особенности формирования мотивации на уроках английского языка

Загрузка...

Мясникова И. Н.

Особенности формирования мотивации на уроках английского языка.

Проблема мотивации в учении возникает по каждому школьному предмету. В соответствующих методиках и учебных пособиях разработаны способы её развития с учётом специфики конкретного предмета. Однако, на мой взгляд, особо остро стоит проблема мотивации при изучении иностранных языков. Расширение и качественное изменение характера международных связей нашего государства, интернационализация всех сфер общественной жизни делают иностранные языки реально востребованными в практической деятельности человека. Основное назначение иностранного языка, как учебного предмета, состоит в овладении учащимися умением общаться на изучаемом языке. Речь идёт о формировании коммуникативной компетенции, которую в упрощенном виде можно понимать как способность и готовность осуществлять как непосредственное общение (говорение, понимание на слух), так и опосредованное общение (чтение с пониманием текстов, письмо). Как учитель, я знаю, что овладение иностранным языком – это каждодневный, систематический, упорный труд. Приучая ученика не отсиживать время на уроке, а активно работать, приучая его регулярно и добросовестно выполнять домашние задания, мы делаем нечто большее, чем способствуем успехам ученика в овладении языком. Развивая познавательный интерес в учебном труде, мы закладываем основы заинтересованного отношения ученика к любой будущей профессии, основы творческого отношения к труду вообще.

Если обратиться к самому понятию «мотивация», то под мотивацией понимается побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

Помимо этого, учителю необходимо знать и типы мотивации. Мотивация учения может определяться внешними (узколичными) мотивами и внутренними мотивами, быть положительной и отрицательной [1].

Примечательно, что до момента изучения иностранного языка и в самом начале у учащихся, как правило, высокая мотивация. Почти у всех есть желание владеть иностранным языком, уметь общаться. Но как только начинается процесс изучения, я вижу, что отношение некоторых детей меняется, многие разочаровываются. Ведь этот процесс предполагает период накопления так называемого «строительного материала», стадию неизбежно примитивного содержания, преодоления разнообразных трудностей, что отодвигает достижение целей, о которых мечталось. В результате уменьшается мотивация, пропадает встречная активность, ослабевает воля, направленная на овладение иностранным языком, снижается успеваемость, которая, в свою очередь, негативно влияет на мотивацию.

Расценивая мотивацию как важнейшую пружину процесса овладения иностранным языком, обеспечивающую его результативность, нужно иметь в виду следующее: мотивация – сторона субъективного мира ученика, она определяется его собственными побуждениями, пристрастиями и потребностями [2]. Отсюда все трудности вызова мотивации со стороны. Учитель может лишь опосредованно повлиять на неё, создавая предпосылки и формируя основания, на базе которых у учащихся возникает личная заинтересованность в работе.

Таким образом, при формировании положительной мотивации к предмету у школьников необходимо учитывать то, кого мы обучаем, как обучаем и чему обучаем. Исходя из этого особенно важным становится личностно-ориентированный подход к формированию мотивации у учащихся.

Личность каждого ученика неповторима. У одного – невысокий уровень мотивации и хорошие умственные способности; у другого – средние способности, но велики побудительные силы поиска новых знаний. Иногда ученик обладает хорошими способностями, глубокими знаниями, а результат его творческой самостоятельной деятельности весьма средний. Успех или неудачу личности в учебной деятельности невозможно объяснить какими-либо отдельными её качествами. Напротив, только анализируя эти качества в тесной взаимосвязи я могу понять истинные причины успехов или неудач конкретного ученика. Учителю при изучении личности ученика в условиях учебной деятельности необходимо выявить взаимосвязь трёх основных личностных характеристик, которые обеспечивают успешность его учебно-познавательной деятельности. В качестве таких личностных характеристик можно выделить:

- отношение к предмету, содержанию, процессу, результату учебно-познавательной деятельности, выражающееся в мотивации учения;

- характер взаимоотношений ученика с участниками учебного процесса, который проявляется в эмоционально-оценочных отношениях ученика и учителя друг к другу, учащихся между собой;

- способности саморегуляции учебных действий, состояний и отношений, как показатель развития самосознания.

Перед тем как начинать развивать и формировать мотивацию учения, нужно изучить её. У каждого ученика есть как некоторый наличный уровень положительной мотивации, на который можно опереться, так и перспективы, резервы её развития. Изучение мотивации – это выявление её реального уровня и возможных перспектив, зоны её ближайшего развития у каждого ученика и класса в целом. Результаты изучения становятся основой для планирования процесса формирования. В реальной работе учителя изучение и формирование мотивации неразрывно связаны. Формирование мотивов учения – это создание в школе условий для появления внутренних побуждений к учению, осознания их учеником.

Сложность и многогранность данной проблемы подчёркивают многие методисты и предлагают различные подходы к её решению. Я считаю, что формирование положительной мотивации к изучению английского языка у школьников должно идти путём решения следующих задач:

Создание специально разработанной системы упражнений, выполняя которые, учащиеся ощущали бы результат своей деятельности.

Система педагогических воздействий учителя, в частности наличие стимулов и поощрений.

Максимально эффективное использование на уроках аудиовизуальных средств обучения, компьютерных технологий и интернет ресурсов.

Вовлечение эмоциональной сферы в процесс обучения.

Использование личностной индивидуализации.

Разработка системы внеклассных мероприятий, усиливающих мотивационную сторону изучения языка.

Для развития познавательных мотивов школьников при изучении английского языка я использую различные методы и приёмы, в число которых входят нестандартные формы проведения уроков, игровые приёмы предъявления изучаемого материала, конкурсы и олимпиады по предмету, внеурочная работа по английскому языку. Перечисленные методы и приёмы способствуют развитию широких познавательных мотивов в младшем и среднем школьном возрасте. Особенно важно формирование мотивации в младшем школьном возрасте, ведь именно этот возраст является самым благоприятным для формирования и сохранения в дальнейшем положительной мотивации к изучению нашего предмета.

В начальной школе игровые технологии на уроках английского языка – основной способ формирования мотивации. При этом важно помнить, что игра на уроке проводится не ради игры, она всегда должна иметь определённую цель и результат на выходе, то есть, формировать у учеников конкретные речевые навыки (фонетические, лексические, грамматические, аудировании, диалогическую и монологическую речь). Мы знаем, что первое знакомство с грамматикой английского языка часто вызывает разочарование и скуку у маленьких детей. Ребёнок, который с радостью осваивал лексику, основы разговорных навыков, нередко теряет мотивацию к продолжению изучения языка, столкнувшись с необходимостью неоднократного повторения грамматического материала, упорной тренировки грамматических навыков и, что самое сложное для 7-10 летних школьников, выслушивания сухих объяснений преподавателя.

Как показывает практика, игра – один из самых эффективных приёмов обучения иностранному языку на раннем этапе. Я стараюсь стремиться к тому, чтобы все упражнения, используемые на уроке для отработки учебного материала, носили речевую, коммуникативную направленность. И в этом огромное значение имеют сюжетно-ролевые игры.

Также действенным методом повышения мотивации является использование Интернет-ресурсов. Плюсом данного метода, по моему мнению, является создание взаимодействия на уроке, что принято называть в методике интерактивностью. Интерактивность – это объединение, координация и взаимодополнение усилий по достижению коммуникативной цели и результата речевыми средствами. Обучая живому, современному языку, Интернет помогает в формировании умений и навыков разговорной речи, а также в обучении лексике и грамматике, обеспечивая подлинную заинтересованность и, следовательно, эффективность. Интерактивность не просто создает реальные ситуации из жизни, но и заставляет учащихся активно реагировать на них посредством изучаемого языка.

Формируя на своих уроках положительную мотивацию к изучению иностранного языка я также использую технологию сотрудничества. Основная идея данной технологии заключается в создании условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Дети объединяются в группы по 3-4 человека, им даётся одно задание, при этом оговаривается роль каждого. Каждый ученик отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. Поэтому слабые учащиеся стараются выяснить у сильных то, что им непонятно, а сильные учащиеся стремятся, чтобы слабые досконально разобрались в задании. И от этого выигрывает весь класс, потому что совместно ликвидируются пробелы.

Целесообразно использование метода ажурной ножовки или пилы, который применяется при большом объеме материала. Например, три текста – три группы.

1 стадия – происходит деление на группы

2 стадия – эксперты группы А работают над текстом №1, группы В – над текстом №2, группы С – над текстом №3

Каждая группа подробно работает над текстом, а затем все возвращаются в свою домашнюю группу.

В группах эксперты обмениваются информацией по всем трем текстам. Контроль знаний – проверяется каждый ученик по любому тексту, независимо от того, над каким текстом он работал.

Разумеется, это далеко не полный перечень методов и приемов работы, которые может использовать учитель для повышения мотивации своих учеников. Следует помнить, что все современные инновационные технологии подразумевают, прежде всего, повышение активности учащихся: истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность.

Главное, что может и должен учитель – это помочь обучающимся достичь удовлетворённости своей деятельностью, что благоприятно влияет и на мотивацию, и на способы учения, и на расположенность к общению с учителем и с одноклассниками.

Литература:

Леонтьев А. А. Потребности, мотивы, эмоции. Конспект лекций. – М.: Издательство МГУ, 1971.

Маркова А. К. Формирование мотивации учения. М., Просвещение, 1990.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Урок как основная форма обучения