Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
дом детского творчества №2
Семинар педагогов учреждений общего и дополнительного образования
в рамках районного Единого методического дня
«Воспитательная работа в системе дополнительного образования»
Выступление по теме:
«Организация воспитательного пространства в МБОУ ДОД ДДТ №2»
Автор:
Андреева Наталия Николаевна –
педагог – организатор,
МБОУ ДОД ДДТ №2
г. Заполярный
2014 г.
Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность – в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, сверстников, учреждений дополнительного образования детей, средств массовой информации и т. д.
В социальном опыте человека особенно важен первый, хотя бы робкий успех в жизни. Для ребенка естественным “ полигоном” радостей и разочарований, успехов и неудач является не только семья, школа, но и учреждения дополнительного образования. Они выступают как фактор, определяющий, в каком направлении пойдет развитие личности – позитивном или отягощенном грузом постоянных срывов и неудач. Если ребенку удается добиться успеха в УДОД, у него есть все шансы на успех в жизни.
Оптимальное решение проблемы неудачников по всему социальному спектру – приобретение опыта успеха в УДОД. Каждый ребенок должен нести ответственность за свой труд во имя достижения жизненного успеха и преодоления трудностей.
Я расскажу вам о своей работе. Основной документ, моей работы - программа деятельности педагога-организатора.
Цель деятельности: создание условий для развития творческих способностей личности ребенка, формирования человека с высоким самосознанием, обладающего активной нравственностью, способной ценить себя и уважать других.
Задачи, которые я реализовываю:
Формирование гражданского и патриотического воспитания; формирование нравственной позиции.
Привлечение к сохранению и приумножению культурных, духовных ценностей, накопленных поколениями. Воспитание гражданина и патриота России, своего края, своей малой родины.
Сформировать потребность в здоровом образе жизни.
Разнообразить досуг детей в свободное и каникулярное время.
Популяризация детского художественно-эстетического воспитания.
Методы работы:
Методика формирования индивидуального стиля общения.
Методика организации коллективно-творческого дела.
Методика изучения, формирования личности.
Методика игры.
Формы работы:
Коллективно-творческое дело
Выставки
Фестивали
Концерты
Встречи
Конкурсы
Викторины
Принципы организации воспитательного процесса:
Единство воспитания, обучения и развития личности (ребёнка).
Свобода выбора.
Развитие творческих способностей детей.
Самоактуализация и самореализация личности (ребёнка).
Сотрудничество детей и взрослых.
Структура взаимодействия по программе:
Воспитанники МДДТ №2.
Школьники города, района.
Родители.
Жители города, района.
Примерное содержание деятельности:
Проведение конкурсных мероприятий.
Экскурсионно-краеведческая работа.
Проведение различных турниров, викторин.
Организация развлекательного досуга.
Творческие вечера, приуроченные к тем или иным датам и событиям.
Беседы, лекции, встречи с интересными людьми.
Воспитательная работа строится с учетом возрастного критерия.
При планировании работы учитываются традиционные, календарные, муниципальные, мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами.
Данная программа может быть рассчитана не на один год, при этом возможно внесение корректив. Программа является модульной и представляет собой комплекс подпрограмм (называются они программами) по различным направлениям воспитательной работы:
«Здоровье» (мероприятия направленные на формирование у детей приоритетов здорового образа жизни)
«Каникулы» (культурно-массовая деятельность)
«Отчий дом» (мероприятия военно-патриотической, историко - краеведческой направленности)
«Музыкальная гостиная» (мероприятия художественно-эстетической направленности, концертная деятельность учреждения)
МОДУЛЬ №1
ПРОГРАММА «ЗДОРОВЬЕ»
Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества.
Цели и задачи деятельности:
Популяризация и развитие прикладных видов спорта среди учащихся.
Формирование здорового образа жизни.
Воспитание стойкого интереса к физкультуре и спорту.
Развитие творческой активности, инициативы, коммуникативных способностей.
Профилактика дорожного травматизма.
Примерная тематика мероприятий:
Викторина «Со спортом дружить – здоровым быть».
Конкурсно-игровая программа «Ускоренная помощь».
Спортивная эстафета «Зоологические забеги».
Конкурс плакатов «Ударим юмором по сигаретам».
Театрализованный праздник по ПДД «Осторожно, дорога!».
Беседы с показом презентаций: «Осторожно дорога!» «Внимание, дети!»
Викторина по ПДД «Красный, жёлтый, зелёный» (с использованием ИКТ).
Игровой тренинг на коллективное взаимодействие для старшеклассников «Формула успеха».
МОДУЛЬ №2
ПРОГРАММА «КАНИКУЛЫ»
Особое внимание в деятельности педагога-организатора уделяется организации досуга детей в каникулярное и праздничное время. Каникулы для ребят – это неисчерпаемый резерв духовного, нравственного, физического совершенствования, фактор обогащения социального опыта и самореализации.
Цели деятельности:
Организация досуга детей в рамках деятельности детских коллективов Дома детского творчества в каникулярное время.
Обеспечение сохранения непрерывности воспитательного процесса образовательного учреждения в период каникул и повышение его воспитательного потенциала.
Задачи деятельности:
Сохранение и развитие жизнедеятельности единого коллектива воспитанников Дома детского творчества в каникулярное время.
Поиск наиболее эффективных и разнообразных путей и форм совершенствования содержания деятельности детских коллективов в каникулярное время.
Внедрение новых современных инновационных методик работы с детьми в период школьных каникул.
Привлечение учащихся к работе по организации досуга.
Организация интересного досуга, способствующего развития и активному личностному становлению воспитанников.
Примерная тематика мероприятий:
«Канцелярские потехи»
«Ускоренная помощь»
«Два корабля»
«Рыцарский турнир»
«Маленькая Золушка»
«Словесная перестрелка»
«К нам спешит Новый год»
МОДУЛЬ №3
ПРОГРАММА «ОТЧИЙ ДОМ»
Цель:
воспитание молодежи гражданами своей Родины, России, людей знающих и уважающих свои корни, культуру, традиции, обычаи своего родного края.
Задачи деятельности:
Формирование гражданского мировоззрения.
Обеспечение пространства для различных форм общения учащихся всех возрастов.
Создание благоприятных условия для развития гармонично-развитой личности.
Организация поэтапной общекультурной развивающей деятельности обучающихся.
Сочетание в воспитательной работе традиций и новаций, формирование системы ценностей, которые обеспечивают взаимодействие общества и отдельной личности.
Повышение значимости регионального компонента.
Гармоничное сочетание различных видов организации досуга и форм деятельности, отвечающих запросам и интересам ребят и их родителей.
Формировать у учащихся высокое патриотическое сознание, чувство верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины.
Воспитывать гражданина, любящего свою семью, школу, город, край.
Примерная тематика мероприятий:
Фестиваль военно-патриотической песни Я люблю тебя, Россия»
Тематический вечер «Никто не забыт, ничто не забыто».
Литературный вечер «А зори здесь тихие…».
Викторина «Я люблю тебя, Россия».
Конкурс рисунков «О мужестве, о доблести, о славе».
Конкурс рисунков «Письмо солдата».
Викторина к празднику День согласия и примирения «Символы России»
Творческий вечер «Этих дней не смолкнет слава».
МОДУЛЬ №4
ПРОГРАММА «МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИННАЯ»
Мероприятия художественно-эстетической направленности, концертная деятельность учреждения.
Цели и задачи:
Повышение художественно-эстетического вкуса обучающихся и их родителей.
Развитие мотивации личности к творчеству.
Популяризация детского художественно-эстетического воспитания.
Приобщение к основам художественной, коммуникативной, артистической культуры.
Развитие творческих способностей и эмоциональной сферы детей и подростков через совместную деятельность.
Формирование опыта социального взаимодействия, веры в свои возможности.
Существует несколько видов концертов, которые мы осуществляем в своей практике.
По целевому назначению:
– текущие
– отчетные (по полугодиям и в конце года, концерты коллективов)
– праздничные (День матери, Освобождение Заполярья, Новый год, 8 марта)
– юбилейные (юбилеи коллективов, учреждения)
По месту проведения:
– стационарные (проводимые в учреждении)
– выездные (воинские части, пожарная часть, школы)
По числу участников:
– сольные (бенефисы) (концерт одного артиста)
– групповые (полубенефисы) (концерт нескольких артистов)
– коллективные (одного кружка или коллектива)
– сводные (концерт, где принимают участие все объединения)
По составу зрителей:
– для детей
- для родителей
– для ветеранов
- смешанные
По способу построения программы:
– тематический. В тематическом концерте все номера подбираются в соответствии с темой. Программа составляется из имеющихся в репертуаре коллективов, произведений или готовятся новые. Между номерами в таком концерте должны быть тематические связки ведущего.
– сборные концерты (дивертисменты) Их программы лишены тематического единства, составлены из произведений разных жанров и видов искусства в исполнении представителей разных худ. коллективов.
– театрализованные концерты. Они готовятся и ставятся по специально разработанному сценарию, в то время как традиционный (обычный) концерт лишь на основе составленной концертной программы.
Формы деятельности:
- Проведение отчётных концертов творческих коллективов учреждения («Музыкальная феерия», «Новогодний калейдоскоп», «Очевидное-невероятное» и др.).
- Проведение тематических концертных программ («Стиляги NEW», «В стиле диско», «Дорогим и любимым, посвящается», «День нестареющих душой», «Киношлягер» и др.).
- Организация выездных концертных программ (концерт в воинской части, концерт в пожарной части, концерты для воспитанников ДОУ и др.).